“… and that bike out in the yard whell that’s my wife” (© Manowar) (И этот байк мне и советчик и жена)

 

 

Итак… 37,000км пробега…

Это уже ВОЗРАСТ! 37,000 и для мотоцикла не так уж и мало, а для скутера с движком объёмом 100сс – это уже даже не возраст, а… И сказать-то трудно… Пожалуй – долголетие. Попробую вспомнить историю нашей совместной жизни…

 

Итак – дата вступления в брак, то бишь, покупки – август 2000г. J

С обкаткой я особо не церемонился – 600км я  ещё как-то вытерпел, а потом… Ну и так понятно, что «суп с котом» J. Кормил я его исключительно совковым МГД-14М. Только раз за первые 25,000км скормил литр Esso – больше ничего приличного под рукой не было.

Сезон 2000 я закончил под колёсами Волжака. Скут практически не пострадал, в отличии отменя, если не считать ссадин на пластике, пары несущественных и малозаметных трещин в лобовом обтёке, разбитого зеркала и стёклышка поворотника. Прожили мы к тому моменту 3,000км. Из всех работ – промывка воздухофильтра.

Сезон 2001 был очень весёлым и напряжённым.

Итак, по порядку пробега.

Открываем сезон заменой повортника и зеркала, разбитых в аварии.

Прикупаем заводское ветровоё стекло и кофр 28л, обтекаемой формы.

Периодически промывая фильтр, докатываемся до отметки 6,500км.

Вскрываем поршневую – зря потраченное время – делать там нечего было – всё в идеальном состоянии.

Меняем масло в заднем редукторе – актуально. Первую замену рекомендуется делать на 5,000км.

Уходим в дальнобой – 750км в один конец.

Всю дорогу, где это только возможно валим в ПОЛНЫЙ газ. Т.е. часами идём на «техническом пределе». Проблем нет. Нагрев в норме.

 

Прошло 11-12,000км.

Как раз я вернулся домой. Обнаруживается, что скут стал вялым и стала падать максималка.

Кстати, по пути домой долго пришлось идти в дождь – под конец пути скут стал неожиданно резв на разгон, но максималка упала безбожно. Ларчик просто открывался – водяная пыль оседала на поролоне воздухофильтра и смешивалась с пропиткой, повышая её вязкость – двигло задыхалось.

Итак – патологоанатомия – самая точная часть медицины. J

Вскрытие показывает обильный нагар в выпускном патрубке. Чистим, меняем ремень вариатора (износ имеющегося – 0,5мм), слайдеры и грузики в вариаторе. Забегая вперёд, скажу, что один ремень у меня в итоге отходил 17,000км, а второй 15,000км и выбрасывать не собираюсь – они ещё тыщ по 10 отходят. Вот только износ крадёт 3-7км/ч от максималки.

Кончается задняя покрышка. Ставлю Michelin Dexter, балансирую. Очень нехорошими словами вспоминая старую галошу, наслаждаюсь дорожными качествами Michelin.

В течении 1,000км последовательно кончаются передние и задние колодки.

Где-то же в это время появляются какие-то странные скрипящие призвуки в работе двигла.

Совершаем небольшой местный дальнобойчик в Калязин, гружённые палаткой, шмотками и женой. СИМ пыжится, тужится, кряхтит, но местами валит свои 95-105км/ч.

Ещё один небольшой бросок в Ростов Великий с подружкой. Изматывающий встречный ветер. Но 90км/ч держим.

 

14-15,000км.

Опять в дальнобой. Опять часами в полный газ - отпуск.

Скут ишачит по полной программе. Отрываюсь по песчаным просёлкам в сосновых перелесках. Расположение воздухозаборника воздухофильтра радует душу – промывки практически не требуется.

Возвращаемся на пару недель в Москву.

 

18,000км

Скрипящий свист в работе движка слышен уже очень явно. Провожу ещё одну чистку нагара. На следующий день ловлю «клина» на МКАДе.

Поршневая мертва – массовые задиры. Вспоминаю совкоциклетную юность, вышлифовываю наклёп. Накручиваю ещё 1,000км с диким грохотом. Покупаю новую поршневую. Нежно обкатываю, ловлю ещё несколько прихватов.

 

19-20,000км

Выкатываю трансмиссию, половиню двигло… Мдя… Бядя… Левый (вариаторный) подшипник мёртв. Меняю всю связку – подшипники, колено, сальники (колено меняю на всякий случай – шатунный подшипник в порядке). Быстренько обкатываю – всё в порядке. Стучащую поршневую в расчёт не беру – нормально везёт.

Ночью на узкой дороге, ослеплённый фарами встречной машины ловлю ох!!!! какую хххххх… хорошую колдобину. Оставшиеся 5км не покидает ощущение, что скут СКАЧЕТ по дороге. Утром обнаруживаю… М-м-м-м… НУ ОЧЕНЬ существенную вмятину на ободах… Рихтую сам. Литой алюминиевый задний обод лопнул бы ещё при ударе. Стальной после рихтовки даже балансировать не пришлось – место вмятины можно определить только по обколотой при рихтовке краске. И ещё очень выручила камера, которую пришлось поставить из-за того, что сильно изношенная и проколотая не единожды покрышка сильно травила – без камеры дополз бы на полностью спущенной задней резине.

Меняю кончившийся задний Dexter на King Tire – хуже этой погани только штатная резина.

Меняю передние колодки.

 

22,000км

Ещё один дальнобой. Через 3 недели возвращаюсь домой. Поршневая сдюжила. Но работа движка мне не нравится. Задние колодки тоже – меняю.

Ставлю новую, тюнинговую поршневую 125сс и глушак. И начались ТАКИЕ закидоны, что и рассказывать тошно. Тюнинговая поршневая умерла. С чем это было связано, стало ясно много позже.

Правда глушак мне понравился – он значительно легче штатного.

Половиню двигло – всё плохо. Механические и температурные нагрузки раздавили посадочное гнездо левого подшипника и он опять начал умирать (первый умер именно из-за этого). А именно – из-за люфта в посадочном гнезде подшипника начал травить сальник, продукты износа ремня вариатора и пыль из отсека вариатора начали попадать в кривошипную камеру, по большей части оседая на этом подшипнике и убивая его. Дальше процесс пошёл лавинообразно и кончилось всё это смертью поршневой, убитой сочетанием грязи из вариаторного отсека и перегревом на обеднённой смеси.

Нахожу возможность – на координатно-расточном станке мне протачивают посадочные гнёзда подшипников в обеих половинах картера, впрессовывают стальные кольца – калибр подшипников остаётся прежним, но качество и надёжность посадки – несоизмеримо выше (Кстати, о птичках – это требуется делать при любом СЕРЬЁЗНОМ тюнинге).

 

28,000км

Сезон закрыт.

 

Сезон 2002.

Перебираю передние аморты – жидкость села. Меняю её. Штанги, сальники, стаканы и пылезащитные гофры в идеальном состоянии. Может быть немного подсели пружины («правильные» - переменного шага навивки!!!).

Покупаю ещё одну тюнинговую поршневую и задний аморт от Daelim S-5 (аморт мне активно нравится) и передние колодки.

Эта поршневая тоже скоро кончается. Беру ещё одну слегка пригретую поршневую у товарища, удаляю лёгкий наклёп кислотой, заливаю синтетику, обкатываю, еле дыша, почти 1,000км. В один прекрасный день отвинчиваю на все деньги, «упёршись» в потоке на Ленинградке с БМВ и… очередной раз возвращаюсь в гараж в на эвакуаторе. Правда Бимер я таки порвал в потоке – двигло кончилось когда я уже скорость сбросил.

Плюю на всё и загоняю скут в гараж практически на всё лето – денег на ремонт нет. Теории о причинах кончины поршневых плодятся как кролики. В общей сложности Скутер-М продал 9-10 комплектов. Умерли ВСЕ.

 

32,000км

Появляется возможность. Плюю на тюнинг и беру стандартные 100сс, новые ремень, грузы, слайдеры вариатора и задние колодки. Поршневая оказывается стандартной только по кубатуре!!! Развёртка окон продувки на выпуске другая – изменены форма и сечение основного канала и добавлены ещё 2 небольших выпускных канала (теперь их всего 3). Диаметр выпускного диффузора стал больше приблизительно на 5мм! Подрезаны перепускные окна на юбке котла и поршня, увеличено сечение впускных окон поршневой. При зачистке головки цилиндра от нагара обращаю внимание на странную неравномерность нагара. Прикладываю головку к цилиндру, освежаю мозги пивом, вспоминаю теорию, делаю вывод…

 

Те, кто комплектовал этот тюнинговый набор – ОЧЕНЬ НЕХОРОШИЕ ЧЕЛОВЕКИ!!!!!!!!

 

Поршневая 125сс КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ МОЖЕТ ЖИТЬ со штатной головкой от 100сс, поскольку диаметр тюнингового цилиндра почти на 7мм больше штатного и в силу этого края головки очень сильно выступают внутрь из-за чего:

1)     Повышается степень сжатия выше расчётной.

2)     Нарушаются условия вытеснения смеси от периферии камеры сгорания.

3)     Нарушается продувка камеры сгорания.

Причём последний фактор оказывается смертельным – смесь сгорает НЕ равномерным фронтом, с центром горения в районе свечи, а ФАКЕЛОМ, направленным от электродов свечи в сторону выпускных окон. И получается, фактически, плазмомёт, перегревающий цилиндр в области выпускного окна и прижигающий выпускную окраину донышка поршня. Об этом совершенно конкретно говорили отложения нагара на головке и поршне.

Вывод. СИМ может бегать на 125сс поршневой! Для этого нужна либо тюнинговая головка, либо проточить штатную.

Обкатываю новую поршневую. Доволен как слон!!! Изумительная поршневая! Максималка выросла с 95-100 до 100-110! При малейшей возможности (свежий попутный ветер, уклон) скут стремится докинуть стрелку до 115!!! И это при том, что задняя резина у меня не 130/70-12, а 120/70-12 + порядком изношенный вариатор и ремень.

 

34,000км

Ухожу в дальнобой. В полный газ уже идти не требуется. Скут с некоторым запасом в рукоятке держит 95км/ч. При необходимости обгоняю фуры на спусках, отвинчивая до 110-115км/ч! Нагрев двигла совершенно в норме, хотя карб довольно сильно беднит, судя по свече – глушак под 125сс и новая поршневая требуют больше топлива. Опасаясь прихватов добавляю масло в бензобак. Неожиданный, но приятный сюрприз преподнёс расход топлива на трассе – упал с 5,5л до 4,5! Бака на трассе хватило где-то на 145км, в то время как на стандартном глушаке и поршневой бака хватало не более чем на 115-120км.

 

35,000км

Провожу ревизию поршневой – всё в идеальном состоянии. Повторяю эксперимент со светом и вместо штатной лампочки 35/35Вт ставлю галоген 60/55Вт. В этот раз опыт оказался удачным – лампочка нормальная попалась, а не с «кривыми» световыми элементами – ночью встречные машины требуют переключения с дальнего. Единственный минус – длинная тёмная пауза при переключении дальний-ближний – генератор чахлый, а особенности бортсети таковы, что главный свет запитывается только от силовой обмотки генератора, без подпитки от аккумулятора. Но менять лампу на штатную не собираюсь – привыкнуть на трассе к такой особенности не сложно, а вот в городе этот прожектор виден, как я заметил, гораздо лучше. Да и на трассе благодаря этой лампе, я избежал вылета на Т-образный перекрёсток глухой ночью в ливень на скорости около 80км/ч, благодаря тому, что просвечивает она ГОРАЗДО лучше.

 

36,500км

Опять застучал вариаторный подшипник коленвала. Точно причину ещё не знаю, но склоняюсь к тому, что повредил его при кустарной запрессовке в гнездо – пришлось довольно жестко осаживать коленвал в подшипник молотком – мог запросто повредить обоймы или сепаратор.

 

37,000км

Жёстокий «расклад» в дальнобое в ливень на скорости под 100км/ч– перетормозил. Скут метров 80-100 проскользил на боку, я метров 30-40 на собственном заду (оба по встречке). Итогами явились - у меня ушибленный зад и растянутые связки колена, а у скута ещё пара ссадин «на шкуре у тигра» и отломленная рукоятка переднего тормоза. Столкновений и более тяжёлых травм удалось избежать благодаря тому, что я шёл с запасом и достаточно аккуратно. Нельзя при этом не упомянуть мотокомбинезон, мотоботы и мотоперчатки – если бы не они, то лежать бы мне на операционном столе с рваными связками и ободранными в хлам задом и ступнях. Интересно, что самодельная платформа под кофром показала себя с наилучшей стороны – при всей её внешней кондовости кофр остался на месте, в защёлках, а не улетел за надцать метров в кусты, как это обычно бывает. Домой пришли своим ходом, на чём и закрыли сезон, оставив на одометре…

 

37,500км

 

Подведём итоги и оценим состояние скута в таком преклонном возрасте.

Передняя подвеска и тормозной механизм – состояние всех узлов идеальное.

Задняя подвеска.

1)     Заменён амортизатор. Но не столько в силу износа, а в силу того, что была возможность поставить другой, с лучшими характеристиками. Старый так и валяется в гараже, на всякий случай.

2)     Заменён нижний сайлент-блок амортизатора – износ 110%.

3)     Сайлент-блоки подвески трансмиссии на удивление в нормальном состоянии. Необходимости в замене нет.

4)     Появились трещины в толще диска обода, прилегающей к ступице. Откуда и почему – не ясно. Пришлось проваривать. Ничего похожего на других СИМах я не видел. Обод под замену. Буду ставить опять стальной – он гораздо практичнее литого.

Бортсеть – всё в идеальном состоянии. Все клеммы и контактные группы в идеальном состоянии. Единственную неприятность принёс брелок противоугонки - что-то в нём умерло.

Ну и самое интересное.

Трансмиссия.

Поршневая и коленвал есть не просят. Более того, поршневая таки просто в идеальном состоянии. Вариаторный подшипник коленвала был в итоге заменён за компанию с генераторным. Колодки сцепления имеет износ около 30%. Замены стального заднего шкива не требуется – износа нет. Задний редуктор не разбирал, но, судя по отсутствию люфта валов в подшипниках,  жить ему ещё долго. Неожиданный сюрприз подкинул маслонасос – манжета приводного вала не держит синтетику – содержимое маслобака за 2-3 недели отстоя начало выливаться аж в выхлопную трубу, залив кривошипную камеру под завязку!!! С минералкой такого не происходит.

Пластик, несмотря на все жизненные перипетии практически цел. Да, имеет множество ссадин, но скотчем его приматывать не приходится. Из-за этого стою на распутьи – то ли менять всё по кругу, то ли покрасить, что будет лишь чуть дешевле.

Вощем, если из этой «лав-стори» нашей долгой совместной жизни исключить закидоны с тюнинговой поршневой, то можно сказать, что мы прожили длинную и счастливую совместную жизнь, в процессе которой мы накрутили около 8,000км только в дальнобоях разного калибра и заменили:

1)     2 задние покрышки = $55 + $25=$80

2)     2 комплекта тормозных колодок – 2*$10+2*12=44-10%(скидка)=~$40

3)     один коленвал (зачем не известно поэтому в расчет не берём)

4)     один поршневой комплект (уродство с тюнингом не в счёт) = $97-10%=$88

5)     2 левых и один правый подшипник коленвала = 2*$12=$24-10%=$22 (Убитый по дурости не в счёт)

6)     3 комплекта сальников коленвала (1 по износу, 2 на всякий случай, при возне с подшипниками) = 2*$3=$6 (перестраховку тоже не считаем)

7)     2 комплекта слайдеров и грузов вариатора = 2*3+2*8=$22-10%=$20

8)     2 ремня = 2*$20=$40-10%=$36

9)     4 свечи = 4*$11=$44-10%=$40 (дорогие, черти, но они специального исполнения – двухтактные, хотя и обычные не очень плохо работают)

10)  задний обод туда же уйдёт

11)  1 комплект зеркал = 2*$12=$24-10%=$22

12)  глушак и задний аморт как тюнинг = $120+$80=$200-30%=$154

13)  О прикол! Самая курьёзная замена попала на №13! Требует замены… Угадайте что!!! Ни в жисть не догадаетесь!!! ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПОДНОЖКА!!! Её проушины износились в хлам!

14)  лампу головного света

15)  рычаг ГТЦ переднего тормоза (разломало на 3 части в последнем падении)

16)  активно просится на замену трос заднего тормоза – растянулся и тормоз стал очень вялый.

ИТОГО: $508/37=$13.7/1000км по запчастям и расходникам. Масло в расчёт не беру – отношу к ГСМ. Как по мне, так не очень дорого. Я доволен.

То, что пропущено только просится на замену, но ещё не одну тысячу пройдёт.

 

Ну вот, собсно и всё…

 

                                                          Димыч (ака Сафонов Дмиртрий)

PS. К июлю 2003г скут под новым хозяином накрутил уже 41,000км, всё работатет идеально, а сам скут 120км/ч выдаёт как укушенный!

Hosted by uCoz