“… and that bike out in the yard whell that’s my wife”
(© Manowar) (И этот байк мне и советчик и жена)
Итак… 37,000км
пробега…
Это уже
ВОЗРАСТ! 37,000 и для мотоцикла не так уж и мало, а для скутера с движком объёмом
100сс – это уже даже не возраст, а… И сказать-то трудно… Пожалуй – долголетие.
Попробую вспомнить историю нашей совместной жизни…
Итак – дата
вступления в брак, то бишь, покупки – август 2000г. J
С обкаткой я
особо не церемонился – 600км я ещё как-то
вытерпел, а потом… Ну и так понятно, что «суп с котом» J. Кормил я его исключительно совковым
МГД-14М. Только раз за первые 25,000км скормил литр Esso – больше ничего приличного под рукой не
было.
Сезон 2000 я
закончил под колёсами Волжака. Скут практически не пострадал, в отличии отменя,
если не считать ссадин на пластике, пары несущественных и малозаметных трещин в
лобовом обтёке, разбитого зеркала и стёклышка поворотника. Прожили мы к тому
моменту 3,000км. Из всех работ – промывка воздухофильтра.
Сезон 2001 был
очень весёлым и напряжённым.
Итак, по
порядку пробега.
Открываем сезон
заменой повортника и зеркала, разбитых в аварии.
Прикупаем
заводское ветровоё стекло и кофр 28л, обтекаемой формы.
Периодически
промывая фильтр, докатываемся до отметки 6,500км.
Вскрываем
поршневую – зря потраченное время – делать там нечего было – всё в идеальном
состоянии.
Меняем масло в
заднем редукторе – актуально. Первую замену рекомендуется делать на 5,000км.
Уходим в
дальнобой – 750км в один конец.
Всю дорогу, где
это только возможно валим в ПОЛНЫЙ газ. Т.е. часами идём на «техническом
пределе». Проблем нет. Нагрев в норме.
Прошло
11-12,000км.
Как раз я
вернулся домой. Обнаруживается, что скут стал вялым и стала падать максималка.
Кстати, по пути
домой долго пришлось идти в дождь – под конец пути скут стал неожиданно резв на
разгон, но максималка упала безбожно. Ларчик просто открывался – водяная пыль
оседала на поролоне воздухофильтра и смешивалась с пропиткой, повышая её
вязкость – двигло задыхалось.
Итак –
патологоанатомия – самая точная часть медицины. J
Вскрытие
показывает обильный нагар в выпускном патрубке. Чистим, меняем ремень вариатора
(износ имеющегося – 0,5мм), слайдеры и грузики в вариаторе. Забегая вперёд,
скажу, что один ремень у меня в итоге отходил 17,000км, а второй 15,000км и
выбрасывать не собираюсь – они ещё тыщ по 10 отходят. Вот только износ крадёт
3-7км/ч от максималки.
Кончается
задняя покрышка. Ставлю Michelin Dexter, балансирую. Очень нехорошими словами
вспоминая старую галошу, наслаждаюсь дорожными качествами Michelin.
В течении
1,000км последовательно кончаются передние и задние колодки.
Где-то же в это
время появляются какие-то странные скрипящие призвуки в работе двигла.
Совершаем
небольшой местный дальнобойчик в Калязин, гружённые палаткой, шмотками и женой.
СИМ пыжится, тужится, кряхтит, но местами валит свои 95-105км/ч.
Ещё один
небольшой бросок в Ростов Великий с подружкой. Изматывающий встречный ветер. Но
90км/ч держим.
14-15,000км.
Опять в
дальнобой. Опять часами в полный газ - отпуск.
Скут ишачит по
полной программе. Отрываюсь по песчаным просёлкам в сосновых перелесках.
Расположение воздухозаборника воздухофильтра радует душу – промывки практически
не требуется.
Возвращаемся на
пару недель в Москву.
18,000км
Скрипящий свист
в работе движка слышен уже очень явно. Провожу ещё одну чистку нагара. На
следующий день ловлю «клина» на МКАДе.
Поршневая
мертва – массовые задиры. Вспоминаю совкоциклетную юность, вышлифовываю наклёп.
Накручиваю ещё 1,000км с диким грохотом. Покупаю новую поршневую. Нежно
обкатываю, ловлю ещё несколько прихватов.
19-20,000км
Выкатываю
трансмиссию, половиню двигло… Мдя… Бядя… Левый (вариаторный) подшипник мёртв.
Меняю всю связку – подшипники, колено, сальники (колено меняю на всякий случай
– шатунный подшипник в порядке). Быстренько обкатываю – всё в порядке. Стучащую
поршневую в расчёт не беру – нормально везёт.
Ночью на узкой
дороге, ослеплённый фарами встречной машины ловлю ох!!!! какую хххххх… хорошую
колдобину. Оставшиеся 5км не покидает ощущение, что скут СКАЧЕТ по дороге.
Утром обнаруживаю… М-м-м-м… НУ ОЧЕНЬ существенную вмятину на ободах… Рихтую
сам. Литой алюминиевый задний обод лопнул бы ещё при ударе. Стальной после
рихтовки даже балансировать не пришлось – место вмятины можно определить только
по обколотой при рихтовке краске. И ещё очень выручила камера, которую пришлось
поставить из-за того, что сильно изношенная и проколотая не единожды покрышка
сильно травила – без камеры дополз бы на полностью спущенной задней резине.
Меняю
кончившийся задний Dexter на King Tire – хуже этой
погани только штатная резина.
Меняю передние
колодки.
22,000км
Ещё один
дальнобой. Через 3 недели возвращаюсь домой. Поршневая сдюжила. Но работа
движка мне не нравится. Задние колодки тоже – меняю.
Ставлю новую,
тюнинговую поршневую 125сс и глушак. И начались ТАКИЕ закидоны, что и
рассказывать тошно. Тюнинговая поршневая умерла. С чем это было связано, стало
ясно много позже.
Правда глушак
мне понравился – он значительно легче штатного.
Половиню двигло
– всё плохо. Механические и температурные нагрузки раздавили посадочное гнездо
левого подшипника и он опять начал умирать (первый умер именно из-за этого). А
именно – из-за люфта в посадочном гнезде подшипника начал травить сальник,
продукты износа ремня вариатора и пыль из отсека вариатора начали попадать в
кривошипную камеру, по большей части оседая на этом подшипнике и убивая его.
Дальше процесс пошёл лавинообразно и кончилось всё это смертью поршневой,
убитой сочетанием грязи из вариаторного отсека и перегревом на обеднённой смеси.
Нахожу
возможность – на координатно-расточном станке мне протачивают посадочные гнёзда
подшипников в обеих половинах картера, впрессовывают стальные кольца – калибр
подшипников остаётся прежним, но качество и надёжность посадки – несоизмеримо
выше (Кстати, о птичках – это требуется делать при любом СЕРЬЁЗНОМ тюнинге).
28,000км
Сезон закрыт.
Сезон 2002.
Перебираю
передние аморты – жидкость села. Меняю её. Штанги, сальники, стаканы и
пылезащитные гофры в идеальном состоянии. Может быть немного подсели пружины
(«правильные» - переменного шага навивки!!!).
Покупаю ещё
одну тюнинговую поршневую и задний аморт от Daelim S-5 (аморт мне активно нравится) и
передние колодки.
Эта поршневая
тоже скоро кончается. Беру ещё одну слегка пригретую поршневую у товарища,
удаляю лёгкий наклёп кислотой, заливаю синтетику, обкатываю, еле дыша, почти
1,000км. В один прекрасный день отвинчиваю на все деньги, «упёршись» в потоке
на Ленинградке с БМВ и… очередной раз возвращаюсь в гараж в на эвакуаторе.
Правда Бимер я таки порвал в потоке – двигло кончилось когда я уже скорость
сбросил.
Плюю на всё и
загоняю скут в гараж практически на всё лето – денег на ремонт нет. Теории о
причинах кончины поршневых плодятся как кролики. В общей сложности Скутер-М
продал 9-10 комплектов. Умерли ВСЕ.
32,000км
Появляется
возможность. Плюю на тюнинг и беру стандартные 100сс, новые ремень, грузы,
слайдеры вариатора и задние колодки. Поршневая оказывается стандартной только
по кубатуре!!! Развёртка окон продувки на выпуске другая – изменены форма и
сечение основного канала и добавлены ещё 2 небольших выпускных канала (теперь
их всего 3). Диаметр выпускного диффузора стал больше приблизительно на 5мм!
Подрезаны перепускные окна на юбке котла и поршня, увеличено сечение впускных
окон поршневой. При зачистке головки цилиндра от нагара обращаю внимание на
странную неравномерность нагара. Прикладываю головку к цилиндру, освежаю мозги
пивом, вспоминаю теорию, делаю вывод…
Те, кто
комплектовал этот тюнинговый набор – ОЧЕНЬ НЕХОРОШИЕ ЧЕЛОВЕКИ!!!!!!!!
Поршневая 125сс
КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ МОЖЕТ ЖИТЬ со штатной головкой от 100сс, поскольку диаметр
тюнингового цилиндра почти на 7мм больше штатного и в силу этого края головки
очень сильно выступают внутрь из-за чего:
1)
Повышается
степень сжатия выше расчётной.
2)
Нарушаются
условия вытеснения смеси от периферии камеры сгорания.
3)
Нарушается
продувка камеры сгорания.
Причём
последний фактор оказывается смертельным – смесь сгорает НЕ равномерным
фронтом, с центром горения в районе свечи, а ФАКЕЛОМ, направленным от
электродов свечи в сторону выпускных окон. И получается, фактически, плазмомёт,
перегревающий цилиндр в области выпускного окна и прижигающий выпускную окраину
донышка поршня. Об этом совершенно конкретно говорили отложения нагара на
головке и поршне.
Вывод. СИМ
может бегать на 125сс поршневой! Для этого нужна либо тюнинговая головка, либо
проточить штатную.
Обкатываю новую
поршневую. Доволен как слон!!! Изумительная поршневая! Максималка выросла с
95-100 до 100-110! При малейшей возможности (свежий попутный ветер, уклон) скут
стремится докинуть стрелку до 115!!! И это при том, что задняя резина у меня не
130/70-12, а 120/70-12 + порядком изношенный вариатор и ремень.
34,000км
Ухожу в
дальнобой. В полный газ уже идти не требуется. Скут с некоторым запасом в
рукоятке держит 95км/ч. При необходимости обгоняю фуры на спусках, отвинчивая
до 110-115км/ч! Нагрев двигла совершенно в норме, хотя карб довольно сильно
беднит, судя по свече – глушак под 125сс и новая поршневая требуют больше
топлива. Опасаясь прихватов добавляю масло в бензобак. Неожиданный, но приятный
сюрприз преподнёс расход топлива на трассе – упал с 5,5л до 4,5! Бака на трассе
хватило где-то на 145км, в то время как на стандартном глушаке и поршневой бака
хватало не более чем на 115-120км.
35,000км
Провожу ревизию
поршневой – всё в идеальном состоянии. Повторяю эксперимент со светом и вместо
штатной лампочки 35/35Вт ставлю галоген 60/55Вт. В этот раз опыт оказался
удачным – лампочка нормальная попалась, а не с «кривыми» световыми элементами –
ночью встречные машины требуют переключения с дальнего. Единственный минус –
длинная тёмная пауза при переключении дальний-ближний – генератор чахлый, а
особенности бортсети таковы, что главный свет запитывается только от силовой
обмотки генератора, без подпитки от аккумулятора. Но менять лампу на штатную не
собираюсь – привыкнуть на трассе к такой особенности не сложно, а вот в городе
этот прожектор виден, как я заметил, гораздо лучше. Да и на трассе благодаря
этой лампе, я избежал вылета на Т-образный перекрёсток глухой ночью в ливень на
скорости около 80км/ч, благодаря тому, что просвечивает она ГОРАЗДО лучше.
36,500км
Опять застучал
вариаторный подшипник коленвала. Точно причину ещё не знаю, но склоняюсь к
тому, что повредил его при кустарной запрессовке в гнездо – пришлось довольно
жестко осаживать коленвал в подшипник молотком – мог запросто повредить обоймы
или сепаратор.
37,000км
Жёстокий
«расклад» в дальнобое в ливень на скорости под 100км/ч– перетормозил. Скут
метров 80-100 проскользил на боку, я метров 30-40 на собственном заду (оба по
встречке). Итогами явились - у меня ушибленный зад и растянутые связки колена,
а у скута ещё пара ссадин «на шкуре у тигра» и отломленная рукоятка переднего
тормоза. Столкновений и более тяжёлых травм удалось избежать благодаря тому,
что я шёл с запасом и достаточно аккуратно. Нельзя при этом не упомянуть
мотокомбинезон, мотоботы и мотоперчатки – если бы не они, то лежать бы мне на
операционном столе с рваными связками и ободранными в хлам задом и ступнях.
Интересно, что самодельная платформа под кофром показала себя с наилучшей
стороны – при всей её внешней кондовости кофр остался на месте, в защёлках, а
не улетел за надцать метров в кусты, как это обычно бывает. Домой пришли своим
ходом, на чём и закрыли сезон, оставив на одометре…
37,500км
Подведём итоги
и оценим состояние скута в таком преклонном возрасте.
Передняя
подвеска и тормозной механизм – состояние всех узлов идеальное.
Задняя
подвеска.
1)
Заменён
амортизатор. Но не столько в силу износа, а в силу того, что была возможность
поставить другой, с лучшими характеристиками. Старый так и валяется в гараже,
на всякий случай.
2)
Заменён
нижний сайлент-блок амортизатора – износ 110%.
3)
Сайлент-блоки
подвески трансмиссии на удивление в нормальном состоянии. Необходимости в
замене нет.
4)
Появились
трещины в толще диска обода, прилегающей к ступице. Откуда и почему – не ясно.
Пришлось проваривать. Ничего похожего на других СИМах я не видел. Обод под
замену. Буду ставить опять стальной – он гораздо практичнее литого.
Бортсеть – всё
в идеальном состоянии. Все клеммы и контактные группы в идеальном состоянии.
Единственную неприятность принёс брелок противоугонки - что-то в нём умерло.
Ну и самое
интересное.
Трансмиссия.
Поршневая и
коленвал есть не просят. Более того, поршневая таки просто в идеальном
состоянии. Вариаторный подшипник коленвала был в итоге заменён за компанию с
генераторным. Колодки сцепления имеет износ около 30%. Замены стального заднего
шкива не требуется – износа нет. Задний редуктор не разбирал, но, судя по
отсутствию люфта валов в подшипниках,
жить ему ещё долго. Неожиданный сюрприз подкинул маслонасос – манжета
приводного вала не держит синтетику – содержимое маслобака за 2-3 недели отстоя
начало выливаться аж в выхлопную трубу, залив кривошипную камеру под завязку!!!
С минералкой такого не происходит.
Пластик,
несмотря на все жизненные перипетии практически цел. Да, имеет множество
ссадин, но скотчем его приматывать не приходится. Из-за этого стою на распутьи
– то ли менять всё по кругу, то ли покрасить, что будет лишь чуть дешевле.
Вощем, если из
этой «лав-стори» нашей долгой совместной жизни исключить закидоны с тюнинговой
поршневой, то можно сказать, что мы прожили длинную и счастливую совместную
жизнь, в процессе которой мы накрутили около 8,000км только в дальнобоях
разного калибра и заменили:
1)
2 задние
покрышки = $55 + $25=$80
2)
2
комплекта тормозных колодок – 2*$10+2*12=44-10%(скидка)=~$40
3)
один
коленвал (зачем не известно поэтому в расчет не берём)
4)
один
поршневой комплект (уродство с тюнингом не в счёт) = $97-10%=$88
5)
2 левых и
один правый подшипник коленвала = 2*$12=$24-10%=$22 (Убитый по дурости не в
счёт)
6)
3
комплекта сальников коленвала (1 по износу, 2 на всякий случай, при возне с
подшипниками) = 2*$3=$6 (перестраховку тоже не считаем)
7)
2
комплекта слайдеров и грузов вариатора = 2*3+2*8=$22-10%=$20
8)
2 ремня =
2*$20=$40-10%=$36
9)
4 свечи =
4*$11=$44-10%=$40 (дорогие, черти, но они специального исполнения –
двухтактные, хотя и обычные не очень плохо работают)
10) задний обод туда же уйдёт
11) 1 комплект зеркал = 2*$12=$24-10%=$22
12) глушак и задний аморт как тюнинг = $120+$80=$200-30%=$154
13) О прикол! Самая курьёзная замена попала на №13! Требует замены…
Угадайте что!!! Ни в жисть не догадаетесь!!! ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПОДНОЖКА!!! Её
проушины износились в хлам!
14) лампу головного света
15) рычаг ГТЦ переднего тормоза (разломало на 3 части в последнем
падении)
16) активно просится на замену трос заднего тормоза – растянулся и
тормоз стал очень вялый.
ИТОГО: $508/37=$13.7/1000км
по запчастям и расходникам. Масло в расчёт не беру – отношу к ГСМ. Как по мне,
так не очень дорого. Я доволен.
То, что
пропущено только просится на замену, но ещё не одну тысячу пройдёт.
Ну вот, собсно
и всё…
Димыч
(ака Сафонов Дмиртрий)
PS. К июлю 2003г скут под новым хозяином накрутил уже 41,000км, всё работатет идеально, а сам скут 120км/ч выдаёт как укушенный!